В классах училось много ребят из окрестных деревень, среди них был и Павел Рачков из села Малого Кузьминского. Вспоминает Кузнецов Анатолий Ильич, который в 1936-40 гг. учился в Бавленской НСШ: «Я хорошо помню ту, старую Бавленскую школу. Это здание не сохранилось. Но и сейчас стоит такой же дом на улице Мира. Среди моих одноклассников очень много было деревенских ребят, а жителей посёлка всего несколько человек. Дело в том, что посёлок тогда ещё только начинал отстраиваться. И заводские рабочие, и школьные ученики приходили в Бавлены, а жили не здесь. Жилых домов было не больше десятка. Это «технический дом», несколько бараков, дома американцев. А вот учителя в посёлке жили: Пармёнов Сергей Павлович, Мария Иосифовна Шевелёва, другие». Уже в это время в школе существовали пионерская и комсомольская организации. В 1936 году вожатой стала Матрёна Мошкова, молодая девушка, прежде работавшая в мастерских Бавлен. Она оказалась замечательным организатором, в школе появились разнообразные кружки: драматический, хоровой, струнный, физкультурный, юных ворошиловских стрелков. Кружковцы готовили детские утренники и костры к 1 мая, окончанию учебного года. Пионеры разучивали песни, декламировали стихи, танцевали. Школа становилась центром культурной жизни Бавлен.
Матрёна Мошкова сама писала о пионерской работе в «Голосе кольчугинца»: «Учащиеся НСШ к 19-й годовщине Октября подготовили: вечер самодеятельности; пьесу «Американское молоко»; хоровой кружок готовит ряд песен; Витя Тамаев готовится к выступлению на гармонике; пионеротряд готовит красочную стенгазету, в которой будет отражено радостное детство детей СССР; организован кружок юных ворошиловских стрелков». Вот, что рассказал нам один из первых комсомольцев школы Борис Ильич Кузнецов: «Каждое утро техслужащие наполняли чернильницы – непроливалки. И мы усаживались за свои парты. Помню, что крышка парт была под углом, а половинка крышки могла откидываться, и мы укладывали туда свои учебники. Я сидел за Рачковым и Липатовым на ряду около окна. Сергей Павлович Пармёнов организовал в школе комсомольскую ячейку. Нас, комсомольцев было всего 7 человек, в том числе и Павел Рачков, это было очень почётно. Я до сих пор храню свой комсомольский билет и помню всех первых комсомольцев. Это Павел Рачков, Кузимов Борис, Евгений Липатов, Шура Захарова, Ольга Формалина, Михаил Петров, Виктор Климов».
|

Кузнецов Б.И.
|
В 1939 году Сергей Павлович Пармёнов возглавил Бавленскую школу, перед самой войной директора призвали в армию, в годы войны он вновь руководил школой. Из первого выпуска Бавленской семилетки 1938 года четырнадцать человек из тридцати восьми погибли на фронте. Выпуск следующего 1939 года насчитывал тридцать человек, семеро не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны. (фотография первого выпуска школы) Великая Отечественная война изменила жизнь всего народа нашей страны. Не миновала эта участь и жителей посёлка Бавлены. Около 200 человек ушли на фронт из Бавлен. Среди них – учителя и ученики Бавленской школы. Пятеро учителей – Виктор Андреевич Климов, Николай Анатольевич Худяков, Анна Николаевна Савченко, Николай Сергеевич Савченко, Александр Васильевич Шурахов – учителя-фронтовики. Ученики Бавленской школы: М.П.Субботин, Б.И.Формалин, А.И.Кузнецов, П.А.Рачков, И.А.Артамонов, В.В.Буланов, Е.С.Липатов, Н.В.Калачёв, В.Ф.Волков, В.П.Власов, В.В.Горюнов, Л.С.Захаров, П.П.Корсаков, Е.К.Карпов, Е.П.Кокошников, В.Л.Кириллов, Н.Е.Климов, А.Ф.Кокурин, Н.В.Калачёв, Т.С.Мурашов, К.К.Лалуев, И.П.Мокеев, Ф.И.Мурашов, А.А.Мамаев, А.М.Силуянов, Н.И.Соколов, В.И.Титов, Г.С.Тимофеев, С.Г.Трофимов, Ф.Ф.Тимохин, Б.М.Утёнков, П.М.Утёнков, И.В.Федулов, В.И.Федотов, И.С.Яковлев, А.Д.Головашкин, Н.М.Епифанов – ушли на войну. В их судьбах отразилась вся Великая Отечественная война! Они встречали фашистов ранним утром 22 июня на пограничных заставах, отступали под натиском превосходящих сил противника под Киевом, сдерживали врага под Смоленском и Воронежем. Ученики нашей школы участвовали во всех знаменитых сражениях: в битве под Москвой, в Сталинградской битве, битве на Курской дуге, обороняли Ленинград, участвовали в битве за Днепр, в Ясско-Кишенёвской операции, в операции «Багратион», освобождали Польшу, Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Австрию. Брали штурмом Берлин, воевали с Японией. Бесстрашно вёл воздушные бои лётчик – штурмовик П.А. Рачков. Совершив 123 боевых вылета, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Е.С. Липатов, В.Ф. Волков, С.А. Корсаков, А.И. Кузнецов, Ю.С. Прозоров, В.А. Климов и многие другие – все они закончили Бавленскую школу и навсегда остались в её истории, как и в истории той Великой войны.
Учителям и выпускникам Бавленской школы довелось испытать все тяготы, испить всю горечь войны с фашизмом. Учитель русского языка Михаил Павлович Тамаев в 1941 году добровольцем ушел на фронт. На протяжении всей войны работали в школе: с 1937 года учитель начальных классов Пармёнова Мария Иосифовна, с 1938 года – учитель Мелёхина Валентина Никоноровна, с 1939 года – учитель начальных классов Тихонова Серафима Александровна, с 1942 года – учитель математики Панина (в замужестве Липатова) Александра Николаевна, с 1943 года – учитель начальных классов Краева Елена Ивановна, с 1941 года пионервожатой работала в школе Анна Николаевна Панина (в замужестве Савченко), в 1942 году она ушла на фронт. В годы войны бавленцы вместе со всей страной переносили военные невзгоды. Многим ученикам в связи с чрезвычайным положением пришлось оставить школьные парты, они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у заводских станков, валили лес. Тяжёлой осенью 1941 года и учителя, и ученики вместе с жителями Бавлен рыли противотанковый ров в районе деревни Глядки. Пережили налёты вражеских самолётов: обстрел из пулемёта, а потом бомбёжку железной дороги (к счастью, никто из жителей не пострадал, да и железная дорога тоже). За школьные парты школьники стали возвращаться к концу 1943 года, когда стало ясно, что Победа будет за нами. Вспоминает выпускница Бавленской школы Галина Дмитриевна Мухоярова: «В 1943 году я пошла в первый класс Бавленской школы. Школа была совсем не большая, переполненная. В классе было холодно, часто чернила замерзали. Писали мы и на газетах, и на книгах – между строк. А на переменах мы плясали, до сих пор помню, как хорошо пела наша учительница. Каникулы у нас тогда начинались не по календарю, а как дороги размокнут или занесёт их снегом. Спросит директор: «Ну как, деревенские, еле прошли?», это значит с завтрашнего дня – каникулы! Помню, как шли через село наши солдаты под Москву, как летали над Бавленами фашистские самолёты и сбрасывали листовки, как бомбили железную дорогу, как шёл эшелон с ранеными, и мы все селом бежали за ним. Помню, как встречали фронтовиков, и как пришёл к нам после войны новый директор – Николай Сергеевич Савченко».
Радость Великой Победы пришла в нашу страну в мае 1945 года. Стали возвращаться солдаты с фронта. Тогда и пришли в нашу школу учителя – фронтовики: в 1945 году - учитель физкультуры Климов Виктор Андреевич, в 1946 году Анна Николаевна Савченко, в 1953 году - учитель географии Худяков Николай Анатольевич и учитель труда Шурахов Александр Васильевич. Директором Бавленской школы в 1946 году стал фронтовик, участник Парада Победы Николай Сергеевич Савченко.
|
В Бавленской школе проводилась большая патриотическая воспитательная работа. Школьники оформляли стенды и стенгазеты к различным праздничным и памятным датам. В пионерской дружине действовало 12 тимуровских команд, шефствовавших над ветеранами войны и производства. Участие Бавленской школы в операции "Байкало-Амурской магистрали - пионерские рельсы!" оказалось знаковым не только для Бавлен, но и для района. Учащиеся школы обратились ко всем школьникам Кольчугинского района с призывом: каждому школьнику собрать по 50 килограмм чёрного металлолома! Горком комсомола одобрил это начинание и рекомендовал всем дружинам города и района поддержать его. Сегодня уже не многие помнят, но и поселковый парк появился тогда же. В 1965 году его заложили школьники. В 1964 году в связи с тем, что количество школьников резко выросло, был возведён пристрой к школе с новыми учебными классами, мастерскими, а главное - с просторным спортивным залом. До этого занятия физкультурой проходили в Ленинском зале, который был одновременно актовым залом школы. И школа продолжала расширяться: новые помещения пристраивали в 1967 и в 1982 годах. Тогда Бавленская школа и приобрела свой современный облик.
Николай Сергеевич руководил школой долго, и итогом его работы стало очень важное событие. В 1971 году он добился присвоения Бавленской школе имени Героя Советского Союза Павла Акимовича Рачкова. Это имя всегда было дорого для учителей и учеников нашей школы. Изучение жизненного пути героя, сохранение памяти о Подвиге – наша почётная обязанность. В семидесятые годы патриотические проекты нашей школы приобрели небывалый размах. Это и школьные Парады Победы, и лыжные походы по местам боевой славы, и баскетбольные турниры памяти П.А. Рачкова … Краеведческая работа этого времени связана с походами и исследованиями под девизом «Моя Родина – СССР». Начинались и заканчивались эти походы у обелиска павшим воинам. Каждый раз туристов провожала и встречала вся школа. Во второй половине 70-х годов в школе работали различные клубы по интересам: политклуб "Прометей" (руководитель Т.К. Иванова), клуб "Юный атеист" (руководитель В.П. Дубовая), Клуб Интернациональной Дружбы (руководитель Л.А. Елизарова).
В 1979 году ушёл на заслуженный отдых Н.С.Савченко. На место директора школы встала Ольга Тимофеевна Куприянова. Занимала она этот пост в течение 31 года. Ольга Тимофеевна продолжала все традиции школьной жизни, прежде всего - традицию строительства. В 1982 году она ввела ещё два пристроя к школе: современные (по тому времени) школьные мастерские, кабинеты истории и физики, а также просторную столовую и новый актовый зал на 300 мест. Это позволило перевести обучение 500 школьников на односменное. К этому времени относится расцвет школьной самодеятельности. Ещё в 1975 году в школе был создан вокально-инструментальный ансамбль "Эдельвейс". В его состав входили Павел Орлов, Николай Учуваткин, Вячеслав Зимин, Владимир Каплин, Евгений Шпрынов, Михаил Горбунов. А в 1980 году появился вокально-инструментальный ансамбль "Школяры". В нём участвовали Юрий Калачёв, Игорь Максимов, Олег Москвин, Григорий Мальцев. Заканчивая школу, ребята передали эстафету мастерства Алексею Питерскому, Алексею Волкову, Владимиру Тихонову, Михаилу Мурашову, Сергею Бахареву. Выступления ансамблей всегда имели большой успех.
Школьные ансамбли пользовались необыкновенной популярностью в посёлке, были известны и за его пределами. При Ольге Тимофеевне расцвело военно-спортивное движение. Его застрельщиком был В.Я. Акимов. Часто проводились встречи с демобилизованными воинами, лекции и беседы у стендов и уголков боевой славы. В стрелковом тире школы, оборудованном учащимися и учителями вместе с шефами из завода, проходили соревнования по стрельбе. Регулярно проводились смотры строя и песни. Юноши 9-10-х классов были вовлечены в игру "А ну-ка, парни!". Она включала в себя стрельбу, метание гранаты, разборку и сборку автомата, подтягивание на перекладине, выжимание гири, лыжные гонки. Весной 1981 года под руководством В.Я.Акимова ученики школы совершили трёхдневный поход по местам памяти павших земляков. Впоследствии такие походы стали регулярными. Особенное место в жизни школы и посёлка заняли парады 9 мая. К ним долго и тщательно готовились все классы школы. У каждого класса был свой элемент экипировки: фуражки, пилотки, галстуки, погоны. Все с энтузиазмом готовили строевую песню и репетировали выполнение команд. В восьмидесятые годы под руководством учителя Ю.Н. Дубового в школе активно работал туристический кружок "Апекс". Его члены постоянно ходили в лыжные походы. Ребята побывали у истоков рек Колокши и Пекши, на Семенихинских ключах, с которыми связано имя писателя В. Солоухина, в дремучих лесах в западной части района. По инициативе О.Т. Куприяновой в рамках программы профориентации в октябре 1985 года был создан ученический машиностроительный завод "Смена". Его директором и главным бухгалтером стали девятиклассники Александр Евлахин и Валерий Гатилов. Школьники работали в заводских цехах и получали настоящую зарплату. Эта практика помогла многим определиться с выбором профессии. Мальчики девятых-десятых классов работали токарями, девочки-десятиклассницы обмотчицами, девятиклассницы - поварами на базе заводской столовой. В рамках ученического завода велась работа и в школьных мастерских для учеников 4-8-х классов. Ребята изготавливали ящики для насосов "Малыш", а девочки шили поварские шапочки, береты и косынки.
|